Развивающие игры являются основой привития интереса к познанию и к общей интеллектуальной деятельности. Фактически, игры такого типа позволяют подать интеллектуальное развитие в обертке творческой деятельности за счет моделирования разнообразных ситуаций. Главная особенность развивающих игр состоит в максимальном вовлечении ребенка, просто не вмешиваясь в игровой процесс, ребенок будет самостоятельно думать, анализировать и приходить к конкретным умозаключениям.
Проведение игр такого характера в логопедической группе влияет на формирование черт характера, а также развитие таких когнитивных функций мозга, как память, восприятие пространственное мышление, фантазия. Правила игры подразумевают формирование индукции и дедукции, поиск закономерностей, стратегического мышления и систематизации игрового материала.
Как доказывает опыт специалистов, проведение корректирующих занятий с акцентом на речевые особенности имеет влияние также на образ мышления, поскольку мыслительная деятельность неразрывно связана с речевой. Первым условием для развития интеллектуальной деятельности через игровую является задействование движений тела и пальцев. На основе этого утверждения построены целые упражнения и приемы.
Разберем самые распространенные среди них:
1. Гимнастика с использованием пальчиков. Имеет влияние не только на развитие интеллекта, но и мелкой моторики рук. Моторика рук в целом имеет связь с развитием речи. Можно использовать головоломки с мелкими яркими предметами, по типу крышечек или палочек, или же так называемый «пальчиковый театр».
2. Дыхательная гимнастика. Формулирует не только правильную речь с равномерным разделением воздуха на выдохе, но и является хорошей тренировкой для речи ситуативного характера. Кроме того, насыщение мозга кислородом способствует мыслительной деятельности.
3. Загадки. Ничто так не подстегивает пытливый детский ум, как внесение элемента загадочности. Использование загадок формирует пространственное мышление, дедукцию, память и прочие когнитивные функции.
4. Ребусы. Выполняют ту же функцию, что и загадки, задействуя другие ресурсы интеллекта. Ребусы способствуют развитию словарного запаса, а также индуктивному и дедуктивному мышлению.
5. Анаграммы. Перестановка слогов таким образом, чтобы слово или словосочетание получило другое значение. Формируют латеральное мышление.