
Формирование звукопроизношения при артикуляторно-фонетической дислалии
В случае дефектов звукопроизнощения часто дети правильно воспроизводят отдельные звуки, но в речи их произносят с искажениями. При коррекционной методике отдельная роль отводится восприятию фонем родного языка и их воспроизведению. На занятиях с квалифицированным логопедом ребенок учится разграничивать отдельные звуки, правильно их слышать, идентифицировать и воспроизводить.
Дефекты звукопроизношения не позволяют ребенку понимать разницу между звуками, которые похожи по звучанию или артикуляции. На занятиях логопед работает над пополнением активного и пассивного словарного запаса, а также выражением мыслей связными и осознанными конструкциями. В таком случае корректируется лексическая составляющая речи, а запас слов находится на аналогичном уровне с нормально развивающимися детьми.
Специфика логопедических занятий при фонетической дислалии
Малыши с таким дефектом не умеют анализировать звуковой состав слов, плохо учатся чтению по слогам, а также при письме путают буквы или пропускают некоторые буквы в словах. В дальнейшем это может привести к замедленному развитию и плохой успеваемости. Поэтому педагог-логопед при дислалии делает акцент на развитии фонематического восприятия ребенка, на дальнейших этапах занятий рекомендуется приступать к изучению письма. Логопед должен контролировать правильность выполнения заданий, упражнения рекомендуется в игровой форме и давать задания на дом для самостоятельного выполнения под контролем родителей.
До пятилетнего возраста некоторые нарушения речи могут считаться нормой, они исправляются сами по себе с развитием ребенка. Но если после 5 лет нарушение сохраняется, тогда речь идет о стойкой патологии звукопроизношения, и становится необходимо вмешательство квалифицированного логопеда.
При дислалии может наблюдаться подмена, смешение или неправильное произношение. При каждом из них педагогом подбирается подходящая методика, которая поэтапно позволяет скорректировать речевое нарушение для дальнейшего нормального развития ребенка.
Часто по причине не полностью развитой системы артикуляционных органов ребенок слышит не тот звук, который произносится, после чего возникает смешение и подмена звуков. На сегодняшний день логопедами разрабатываются действенные методики для формирования корректного произношения звуков у детей с артикуляционно-фонетичсекой дислалией.