
Использование скороговорок в постановке речи младших школьников
Задача педагогов и логопедов – заложить у дошкольника или школьника младших классов азы правильной речи и произношения, сформировать у малышей обширный словарный запас, научить выражать свои чувства и мысли грамотными речевыми конструкциями. При постановке произношения у детей и в ходе применения коррекционных методик важное место занимает скороговорение, при котором ребенок учится управлять голосом, артикуляцией, мимикой, а также формируется четкое произношение каждого звука.
Логопеды широко используют методику скороговорения со школьниками, это помогает ученику выговаривать сложные комбинации звуков и букв с четкой артикуляцией. Скороговорки и потешки используются как своеобразный тренажер для органов речи, позволяющий ускорить процесс овладения речью и не стесняться красиво говорить.
Какова роль скороговорок в формировании правильной речи?
Особенной чертой таких стишков является невозможность немедленно их повторить, для этого логопед должен разобрать детально все слова по слогам и выработать понимание у ребенка всех слов, которые он произносит. В такой игре звуки меняются местами, повторяются несколько раз подряд или в зеркально отражении, что позволяет натренировать органы речи и добиться у ребенка правильной артикуляции.
Скороговорки в большинстве случаев запоминаются на слух, поэтому играют важнейшую роль в формировании фонетического восприятия услышанной информации. Темп воспроизведения логопед выбирает в зависимости от уровня владению речью малышом, наличия дефектов, которые необходимо исправить. Скороговорки дают возможность школьнику научиться понимать разнообразие звуков в комплексе и отдельно, познавать и придумывать новые слова в соответствии с нормами русского языка. Развивается артикуляционный аппарат, ребенок овладевает чистым и четким произношением.
Методика работы со скороговорками:
- логопед проговаривает слова по слогам в замедленном темпе, показывает карточки с картинками;
- ребенок повторяет за педагогом сначала медленно, затем ускоряя темп. Основным критерием является четкость произношения каждого звука;
- объяснение сложных слов, показ артикуляции;
- произношение стиха шепотом с максимальной четкостью;
- когда малыш наизусть выучил текст скороговорки, можно приступать к интонированию;
- проговаривание стиха одновременно с подбрасыванием мяча или хлопаньем в ладошки.
После таких упражнений педагог проверяет скорость и четкость произношения у ребенка, корректирует изъяны при необходимости. Отметим, что скороговорки рекомендуется изучать постепенно, то есть не выучив одну, не стоит браться за следующую. Изучая скороговорки, можно добиться четкой дикции, улучшения коммуникации, речевой ответственности перед собеседниками.