
Влияние мелкой моторики на развитие правильной речи у детей
Развитие мелкой моторики у дошкольников положительно влияет на общее развитие малыша, а также на формирование речи, скорости реакции. Связано это с тем, что задачи по развитию моторики рук способствуют ускоренному развитию одновременно нескольких зон мозга, что в целом положительно сказывается на интеллектуальном уровне ребенка.
Занятия с педагогом по мелкой моторике рекомендуется начинать с младенчества — использовать пальчиковую гимнастику, делать массажи. Дошкольникам можно давать простые задания на повторение стихотворений, показ и отражение мелких действий.
Взаимосвязь мелкой моторики с речевыми функциями
Как показывает практика, дети, успешно овладевающие пальцами, значительно быстрее понимают и закрепляют навыки общения. С годовалого возраста можно давать детям задачи на нанизывание бусин, застегивание пуговиц, что улучшает координацию движений, речь и мышление.
Чтобы выяснить уровень малой моторики у малыша трех лет, можно дать ему упражнение на собирание мелких предметов в кучку, завязывание узелков. При правильном выполнении моторика ребенка в норме. Если же пальцы малоподвижны, такому ребенку нужно уделить особое внимание, чтобы он мог развиваться одновременно со сверстниками. На занятиях с педагогом малыш может удерживать предметы пальцами, перебрать бусины, заворачивать фольгу или бумагу.
В процессе коррекционной методики родители должны принимать непосредственное участие в развитии малыша, наряду с воспитателями детского сада и логопедом. Постоянное развитие функций пальцев позволит ребенку быстрее овладеть письмом, а также развивает речевую область мозга. Необходимо постоянно общаться с ребенком, не оставлять его наедине с существующей проблемой, не обращая внимания на дефекты и надеясь, что они сами исправятся.
Также родителям рекомендуется не полагаться полностью только на воспитателя детсада, а обратиться к квалифицированному логопеду, который проводит комплексные занятия с самыми маленькими детьми. Педагог разрабатывает в каждом конкретном случае индивидуальную систему коррекции развития ребенка, учитывая его особенности, уровень и скорость выполнения новых упражнений, скорость доведения до автоматизма ежедневных заданий.
Заниматься развитием малой моторики необходимо с раннего возраста, это напрямую влияет на скорость освоения малышом умения самостоятельно себя обслужить – застегнуть пуговицы, завязать шнурки. Педагог-логопед параллельно с развитием моторики вводит упражнения на развитие речи, учит ребенка правильно произносить звуки или слова, занимается артикуляционной гимнастикой с малышом. Такие меры в комплексе помогут ребенку не отставать от погодок, улучшать умственные способности и увеличивать запас слов, которые ребенок может самостоятельно складывать в связные предложения.