Заикание или логоневроз – является сложным нарушением речи. Это психофизиологическое расстройство, которое изменяет плавность и целостность речи. Заболевание проявляется в частом повторении или удлинении слогов и звуков. Сдержанная речь, нарушение ритма чтения или запинки в словах достаточно частое явление при таком расстройстве.
Изучение проблем с речью достаточно сложный вид деятельности. Гармоничное речевое взаимодействие — это залог комфортных условий жизни. Системы мозга, которые отвечают за разговорную речь, развиваются после рождения ребёнка. Онтогенетическая речевая функция подвержена повреждениям и очень ранима. Различные повреждения или серьёзные заболевания могут привести к негативным последствиям.
Логоневроз или речевой невроз– это подтип системного невроза. Сложности с управлением речи проводят к дисбалансу плавного разговора. Слова становятся более резкими и теряют плавный переход. Нарушена фиксация внимания. Тяжесть логоневроза усиливает логофобия, именно по этому могут наблюдаться затруднения с лечением.
Признаки заикания
Проявляются у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Очень большую роль играет наследственная предрасположенность. У мальчиков подобные нарушения проявляются значительно чаще чем у девочек. Необходимо помнить, что навыки устной речи формируются именно в дошкольном возрасте.
Причины возникновения заикания
- Высокий тонус речевых центров мозга и судорожная готовность;
- Хронический стресс в детском возрасте;
- Наследственность;
- Поражения ЦНС во врем внутриутробного развития;
- Склонность к сокращению нервных центров;
- Различные травмы головного мозга;
- Последствия серьёзных эндокринных или инфекционных заболеваний;
- Задержка психосоматичекого развития в раннем возрасте;
- Попытки переучить левшу на правшу;
- Острый дефицит внимания и заботы у ребёнка.
В возрасте трёх лет у малышей развивается координационная система речевых движений и вербальное мышление. В это время речь является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушения возникают потому, что маленькие дети легко перевозбуждаются, некоторые их них имеют предрасположенность к судорогам. В этот период прочные тормозные реакции ещё отсутствуют. Легковозбудимый ребёнок больше подвержен риску заикания нежели флегматик.
Заболевание может появиться в результате повышенных требований к ребёнку или чрезмерно строгого воспитания. Родители хотят вырастить гения, заставляют ребенка много заниматься, запоминать и произносить сложные слова и выражения, что может привести к нарушениям развития речи. С возрастом заикание может усиливаться или уменьшаться. На прогресс заболевания влияют частое переутомление, болезни, ненормированный режим дня или жёсткие наказания. Если родители заметили первые признаки нарушения речи у своего ребёнка, нужно незамедлительно обратиться к специалисту, потому что само по себе это не пойдёт.
Необходимо вылечить заикание ещё в дошкольном возрасте. Для этого родителям с детьми от 2 до 5 лет нужно обратиться к логопеду.
Нарушения речи в пубертатном периоде являются проявлениям невроза. По мере взросления человека заболевание может отступить. Статистика показывает, что всего лишь 1% взрослых страдает заиканием.
Что делать, если у ребенка признаки заикания?
Лечением таких деток занимаются совместно психолог, педиатр и логопед.
Педиатр укрепляет организма малыша, лечит сопутствующие патологии, особенно связанные с заболеваниями ушей и голосовых связок. Так же он помогает хроническим болезням выйти на стадию длительной ремиссии. Дополнительные физиотерапевтические процедуры в виде массажа и бассейна также необходимы.
Психотерапевт благоприятно настраивает ребёнка и занимается его душевным состоянием. Помогает наладить общение с окружающими, решает глубокие психологические проблемы и страхи. Занятия проводятся вместе с родителями, которые в свою очередь уже в домашних условиях помогают своему малышу не замыкаться в себе.
Логопед разрабатывает индивидуальный курс занятий, который поможет ребёнку преодолеть заболевание.
Занятия с логопедом
Все занятия имеют определённую последовательность и систему. Сначала деток учат правильно излагать текст в устной форме. Они читают стихотворения, пересказывают выполненное домашнее задание. На таких уроках ребёнок чувствует себя комфортно, знает, что его не будут ругать, не засмеются, не поставит двойку. Как только удаётся достигнуть размеренной повествовательной речи без заикания, логопед просит добавить интонационные краски: повысить или понизить голос, сделать акцент или паузу в рассказе.
На занятиях прорабатываются различные ситуации из жизни, в которые может попасть ребёнок за стенами кабинета. Это помогает справиться со страхом перед внешней средой.
Поддержка хорошего настроения и получение награды за личные достижения — залог успеха. Даже обычная словесная похвала придаст малышу уверенность в себе.
На занятиях важно, чтобы ребёнок слушал правильную речь специалиста или других детей, которые уже справились с недугом.
Во время лечения важно заниматься логопедической ритмикой. Сюда включены специальные упражнения для развития голосовых связок, мимики лица, хоровое пение и активные игры.
Домашнее задание поможет закрепить пройденный материал и отработать навык правильной речи.
Родители должны помогать своему чаду и хвалить его, но ни при каких обстоятельствах нельзя ругать малыша за неудачные попытки, это лишь усугубит ситуацию и вызовет недоверие и страх.
Комплексные меры по ликвидации заикания очень быстро помогают победить заболевание и в скором времени ребёнок будет вести активный и полноценный образ жизни. С проблемой нужно справиться до прихода в школу. Это поможет решить проблему на ранней стадии и сбережёт нервы малыша.
С возрастом преодолеть заикание становится гораздо сложнее. Неправильная речь уже прочно закрепились, страх контактирования с людьми и психологическая травма будут мешать общению даже со специалистом. Исследования показали, что 70% деток именно дошкольного возраста полностью избавились от заикания. 30% имеют небольшие остаточные явления. В школьном возрасте всего лишь 20% излечиваются окончательно, а 80% лишь улучшили свою речь в различной степени.