Развитие фонематического слуха улучшает умение детей дифференцировать звуки. В ходе занятий малыши учатся различать схожие фонемы. Это важно для развития правильной речи, а в будущем и грамотности написания.
В каком ключе должны проходить подобные занятия? Конечно же, для них следует организовать приятную игровую атмосферу. Приветствие можно организовать в следующей форме:
* Покажите деткам игрушку и спросите, кто пришел к ним в гости.
* развесьте на доске картинки;
* спросите у ребят, что они видят;
* попросите назвать их, выделяя в каждом слове первый звук.
Во всем этом им будет помогать герой (игрушка), принесенный с собой.
Далее в таком же режиме можно провести следующие упражнения
1. Слови звук. Детям предстоит прослушать слова и при проговаривании звука С хлопнуть дружно в ладоши. Для этого можно использовать следующий материал: коза, лиса, лес, зонт и т.д. Важно, чтобы присутствие/отсутствие определенного звука было неожиданным. После выполнения задания следует обязательно похвалить детей.
2. Выделение схожего звука. Вы произносите несколько слов (три-четыре), а дети на слух выбирают повторяющиеся звуки. Например: мышь, шуба, кошка. В словах есть звук Ш. Деткам следует постараться понять это на слух. Во время выполнения упражнения нужно следить затем, чтобы детки выговаривали звуки правильно. Вариантов слов можно придумать очень много, главное, чтобы их было не меньше 3, так как с парой работать слишком просто.
3. Продолжи узор. Расскажите ребятам о том, что их гость-герой нарисовал рисунок, но тот, к сожалению, размыло дождем. Предложите дорисовать стертые элементы. Например, вторую половину платка, скатерти.
4. Найди картинку. Для этого задания деток делят на 2 группы. Им раздают картинки со словами. Каждой группе следует найти рисунки с определенным звуком.
5. Определение выпавшего звука на слух. Крот-кот. Ребятам предстоит выделить р в первом слове. Лампа-лапа и т.д.
Не забывайте между упражнениями проводить физкультминутки. Они веселят детей, а также разгружают их. Таким образом, усталость не накапливается, занятия кажутся легкими и веселыми.
В конце можно спросить понравилось ли деткам занятие, и хотели бы они еще раз поработать в таком формате. Данная коммуникация позволяет установить хорошие отношения и закрепляет положительный настрой группы.