Раннее двуязычие, мнение логопедов
Уже более ста лет не утихают споры по поводу того, какое влияние оказывает двуязычие на речевые способности. Следует отметить, что частично, эта проблема подогревается искусственно, наибольшей остроты достигает в многоязычных сообществах, где одному языку отводится роль доминирующего. Таких примеров в мировой истории достаточно: Соединенные Штаты Америки, Канада, Нидерланды, Страны Латинской Америки. Мнения специалистов в этом вопросе кардинально расходятся. Одни считают, что параллельное изучение двух языков положительно влияет на развитие раннего интеллекта, другие придерживаются совершенно противоположной точки зрения.
В начале двадцатого века в США проводились исследования, которые ставили своей целью выявление различий:
- В особенностях личностного поведения.
- В общем уровне развития интеллекта.
- В способностях к изучению других языков.
Целевой аудиторией этих исследований были одно и двуязычные дети дошкольного возраста. В двуязычных семьях, вторым языком после английского, был, как правило, итальянский, испанский или идиш. Как раз в это время, страну захлестнула вторая волна переселенцев и часто, большинство иммигрантов, говорило в семьях на родном языке. Результаты проведенных исследований были неоднозначны, но их общие итоги можно свести к следующему:
- Во многом, речевые способности ребенка зависят от факторов окружающей среды, в которых он находился в раннем детстве.
- Двуязычие не оказывает особого влияния на умственные способности.
- Двуязычие незначительно увеличивает способности к изучению других иностранных языков.
В конце семидесятых годов прошлого века, такие исследования проводились и в Советском Союзе. Руководителем группы исследователей была грузинский психолог Нателла Имедадзе. Группой создана четкая классификация типов билингвизма. Было выяснено, что дети, которые с раннего возраста контактируют не только с родным языком, имеют лучшую память, более сообразительны и намного успешнее адаптируются к окружающим условиям. В школе, они выделяются среди сверстников хорошими математическими и логическими навыками.
Так же в результатах исследований отмечено, что наиболее благоприятными условиями для развития полноценного двуязычия, есть принцип «один человек – один язык». Хорошо, например, когда ребенок общается с няней по-русски, а с папой и мамой по-грузински.