Методика коррекции произношения при тугоухости
Имеющаяся тугоухость при стандартной речевой активности ребенка и отсутствии развития болезненного процесса в ушах, может с ростом малыша снижаться. Практика правильного произношения звуков и уроки со специалистом положительно сказывается на слухе малыша. Также на улучшение восприятия звуков хорошо влияет проработка дифференцировок слуха. В результате можно наблюдать прогрессивное развитие фонематического слуха, и как основная задача улучшается речь и произношение.
Такая методика применяется логопедами для коррекции внятности произношения ребенка и понимания речи в соответствии с обстановкой и темой разговора.
Особенности использования методики
Если проводятся групповые занятия, малыш с тугоухостью находится ближе к педагогу. Так малыш может хорошо слышать разговор и считывать артикуляцию логопеда. Таким образом, откладывается четкое понимание, какая артикуляция соответствует определенным звукам.
При разговоре с ребенком логопед должен стоять лицом к нему, громкость речи должна быть несколько выше стандартной, однако переход на крик не допускается. Проговаривать звуки необходимо медленно и с четкой артикуляцией. Ребенок повторяет за педагогом громко и отчетливо, в отдельных случаях допускается неоднократное исправление логопедом и повторение слов до того момента, пока ребенок четко усвоит артикуляцию и произношение, расположение органов речи. При игнорировании таких занятий тугоухость может прогрессировать и заканчиваться серьезными расстройствами слуха.
Неправильное произношение звуков устраняется аналогичными методиками, которые используются для малышей с нормальным слухом. Однако следует отметить, что чересчур громкие звуки могут провоцировать болезненные ощущения при тугоухости. Умеренные шумы не доставляют таким малышам дискомфорта, поскольку в большинстве случаев они их не слышат. По этой причине специально устраивать режим тишины не следует.
Игры для развития речи у детей с тугоухостью (проводятся с закрытыми глазами):
- ребенок указывает место, где был телефонный звонок;
- по звуку колокольчика необходимо его отыскать;
- угадывание действия (перелистывание страницы, стук по стеклу);
- ребенок находит предмет, от которого исходит звук (музыкальные инструменты, стук предметами);
- пение детских песенок, прослушивание передач по радио.
При своевременном обращении к логопеду и коррекции тугоухости вместе с коррекцией произношения приносит успешные результаты, после чего ребенок легко адаптируется с нормально слышащими детьми.