
Специфика занятий с логопедом при сенсомоторной алалии
Ключевой особенностью занятий педагога с ребенком-алаликом является направленность на активизацию и усиленное функционирование сохраненных речевых каналов, вместо коррекции нарушенных каналов. Сохранившиеся каналы при правильной методике начинают выполнять удвоенную функцию.
Алалия является сложным нарушением, требует особого подхода логопеда и индивидуальных занятий с учетом степени запущенности дефекта. На занятиях педагог задействует жесты и мимику, ритмику и движения под музыку, подражание различным звукам. Когда ребенок научится воспринимать эти звуки, педагог переходит к звукам человеческой речи, учит ребенка воспринимать на слух разные звуки и подражать им, показывая правильную артикуляцию и положение органов речи.
Такую методику используют высококвалифицированные специалисты, при этом акцентируют внимание на поддержку со стороны родителей, которые дома также должны заниматься с ребенком для достижения максимальной эффективности методики.
Когда нужно начинать коррекцию алалии и с чего начать?
При выявлении алалии коррекционную работу с педагогом следует начинать с раннего возраста. Ведь чем раньше логопед начнет исправлять нарушение, тем быстрее можно добиться результатов. При отсутствии помощи квалифицированного логопеда дефект самостоятельно не исчезнет, а речь не будет формироваться вовсе. Если ребенок совсем не разговаривает в двухлетнем возрасте, это говорит о серьезном нарушении развития.
Коррекция осуществляется в несколько этапов:
- логопед учит ребенка концентрации внимания на предмете или деятельности;
- разделение и дифференциация схожих звуков речи, музыкальных инструментов, предметов;
- включение сложных для произношения звуков, которые прорабатываются пошагово;
- переход к легким слогам и словам;
- работа с тематическими цепочками с использованием картинок и ассоциативного ряда.
В ходе коррекции педагог направляет основные усилия на осознанный анализ речи и услышанных звуков, фонематический слух и понимание простейших грамматических структур. Используются специально разработанные методики, которые способствуют анализу услышанных звуков и смысла фраз. Ключевые принципы – постепенность и регулярность занятий, что позволяет комплексно воздействовать на речевую деятельность и слух, устанавливать взаимосвязь между ними. Занятия с логопедом приносят успешный результат только при системном лечении нервной системы.