Первая встреча ребенка с книжкой происходит на исходе первого года жизни малыша. Постарайтесь сделать так, чтобы это не было рядовым событием в жизни ребенка. Большие страницы, яркие запоминающиеся картинки помогут сделать книжку самой любимой игрушкой.
Показывайте малышу картинки, задавайте вопросы, обсуждайте персонажей.
Пусть первыми книгами ребенка будут народные потешки: «Водичка, водичка», «Аты-баты! Шли солдаты», «Петушок, петушок». Тексты потешек воспитывают чувство ритма ребенка, улучшают его фонематическое восприятие, а простые, легкие для понимания слова и яркие герои не оставят малыша равнодушным.
В период между двумя и тремя годами книги становятся одними из самых любимых развлечений для детей. Большие объемные, они должны быть больше похожими на игрушки, которые увлекают ребенка в сказочную страну чтения. Именно на этом этапе можно привить ребенку интерес к чтению, сделать так, чтобы книга на всю жизнь стала его лучшим другом.
В этом возрасте ребенку будут интересны русские народные сказки, стихи Чуковского, Пушкина, Михалкова, Маршака. Вообще, в период третьего года жизни дети с большим удовольствием слушают, запоминают и повторяют стихотворные тексты, часто выучивают наизусть целые произведения.
К четвертому году жизни большинство детей уже обладают способностью делать пересказ прозы. Если вначале это могут быть просто ответы на вопросы, то со временем нужно побуждать ребенка к совместному пересказу хорошо известного ему текста. Для прочтения рекомендуется: С. Прокофьев-«Сказка о невоспитанном мышонке», С. Козлов- «Зимняя сказка», Родари Джанни — «Собака, которая не умела лаять», и д.р.
Родителям детей этого возраста важно знать один нюанс: Прочитанные книги должны быть своевременны, т.е. ребенок не только должен понимать ее, но она должна быть ему интересна. Это означает, что книги со сложным сюжетом еще не подвластны для понимания, а совсем простые сказки- вроде Колобка и Курочки Рябы следует читать в двухлетнем возрасте.
На пятом году жизни словарный запас ребенка позволяет расширить круг чтения. Конечно, сказки остаются излюбленной тематикой, но родителям стоит постепенно вводить книги познавательной направленности. Особое внимание следует уделить стихам, прививая малышам любовь к прекрасному. Книги В. Бианки, К Ушинского, А. Барто и д.р. детских писателей должны прочно обосноваться в вашей библиотеке.
Можно начинать чтение произведений большего объема, которые можно прочесть за несколько вечеров. Ребенок с интересом будет ждать продолжение. Такие чтения, формируют неразрывную эмоциональную связь родителей и ребенка.
Приучая ребенка слушать книги, озаботьтесь тем, чтобы у него не было в порядке вещей бесконтрольный просмотр всех подряд телепередач. На это стоит выделить совсем минимальное время, а до пятилетнего возраста просмотр телевизора не рекомендуется вовсе.