
Роль театрального кружка в логопедическом развитии дошкольников
Театральная игра имеет определенный потенциал в формировании личности малыша с дошкольного возраста, а также имеет непосредственное влияние на развитие правильной речи и интонирования. Благодаря вовлечению детей в театральную деятельность развиваются коммуникативные навыки, малыш учится общаться с педагогами и сверстниками в игровой форме.
Благодаря активному вовлечению в игры и диалоги происходит комплексная организация восприятия, образного мышления и речи. Играя в спектаклях в рамках творческой импровизации позволяет малышу выразить весь спектр эмоций при помощи мимики, интонаций, напевов.
Почему рекомендуется использовать театральный кружок в развитии речи ребенка?
В дошкольном возрасте театральная деятельность позволяет реализовать воспитательные цели, а также развивающие и коррекционные методики. Играя в спектакле, дети узнают окружающий мир через образы и звуковое сопровождение. При грамотно поставленных педагогом задачах ребенок учится анализировать полученную информацию и выдавать результат посредством диалога с персонажами, пения.
Когда ребенок играет роль в театре, он приобретает навыки правильного произношения, поскольку зачастую повторяет реплики за педагогом-логопедом. Также увеличивается словарный запас, малыш учится строить связные предложения из знакомых слов. Таким образом, речь малыша приобретает эмоциональность, осознанность и выразительность.
Взаимосвязь театральной деятельности и логопедической практики
Ключевой задачей игры ребенка в театре является формирование базы для исправления нарушений речи и устранения дефектов произношения. С логопедической точки зрения дошкольник учится правильно читать стихи с интонированием, вести осознанные диалоги. При коррекции речи логопед должен учитывать рвение ребенка к развитию, его характер и уровень эмоциональности, чтобы подобрать наиболее эффективную коррекционную методику.
Педагог-логопед в зависимости от дефектов речи малыша использует одну из методик:
- развитие правильной артикуляции, фонематическое понимание речи, корректное произношение всех групп звуков;
- развитие мелкой моторики, обучение правильной осанке;
- театральное мастерство, коррекция речевой активности (формирование правильной мимики, жестикуляции, коррекция грамматического построения речевых структур, умение вести монолог и диалог).
Правильное произношение формируется логопедом при помощи показа артикуляции с последующим повторением ребенком. Чтобы добиться четкой дикции, логопед занимается постановкой правильного дыхания при помощи упражнений дыхательной гимнастики. Логопедические занятия по формированию ритмики ведутся в игровой форме, чтобы малыш усвоил ритмику отдельных звуков, слов и предложений. Таким образом, театральная деятельность становится не только неотъемлемой частью становления дошкольника как целостной личности, но и помогает сформировать навыки правильной речи, интонации, мимики.