Не смотря на то, что стационарное лечение, как правило, длится недолго, этот период все же влияет на особенности коррекционой работы деток с тяжелыми речевыми нарушениями. Поэтому важно правильно организовать занятия в этот период.
Прежде, чем начинать работу с больными ДЦП, важно сформировать артикуляционный праксис (этот кстати будет занимать значительную часть времени, потраченного на занятия). При дизартрии праксис можно формировать с отступлением от общих правил и порядка постановки различных звуков. При легкой форме работа планируется в обычном режиме.
Занятия лучше начинать с артикуляционного вида массажа. Далее переходят к постановке звуков (подбираются те, для которых создавалась двигательная основа).
Во время постановки звуков можно использовать патологические позы артикуляционных органов. Например, непроизвольное выпадение языка вперед можно успешно применять для автоматизации переднеязычных звуков. Иногда таким образом можно вначале поставить сложные комбинации, а затем и простые.
Стоит отметить, что у детей с тяжелыми нарушениями согласные звуки ставятся при помощи рук логопеда. Специалист зафиксирует мышцы в том положении, которое нужно для озвучивания. Работа в таком режиме может быть достаточно длительной.
Как только у малыша появляется какой-то речевой навык, его сразу же нужно активно использовать в работе. Пробуйте произносить слоги с уже отработанным звуком, а также со схожими.
Например, при успешном произношении и, можно переходить к й. Гласные можно соединять с различными согласными. Одни слоги будут получаться у ребенка самостоятельно, для других понадобится помощь логопеда.
Мягкие фонемы обычно недоступны таким детям. Для их произношения нужна длительная подготовка мышц, задействованных в артикуляции.
Иногда дети произносят звуки не четко из-за неврологической симптоматики. В таком случае важно автоматизировать доступный ему вариант, но так, чтобы звук сохранял смыслоразличительную функцию.
Когда произношение слогов мало-мальски налажено, переходят к словам. Употребляются, в первую очередь, простые глаголы в повелительном наклонении. Например, пей, дай, на. Обыгрывается их значение. Заучив слова, ребенок сможет использовать их в бытовой речи. Это сформирует минимальные коммуникативные навыки.
Затем идет строение двусложных предложений, например, папа, дай и др. При работе в таком ключе обязательно используются карточки с изображением действия, а также написанием слов и слогов.
Во время занятий важно подбадривать ребенка, чтобы он чувствовал себя комфортно и в безопасности.