Развиваем правильное речевое дыхание, играя
Для правильного нормативного произношения важно организовать особое дыхание, в котором будут задействованы органы речи. Речевое дыхание не равно физиологическому, оно является произвольным, контролируемым. Речевой вдох делается одновременно через рот и нос. Все это несколько замедлено.
Условием образования всех звуков является струя воздуха. Она выходит из легких через ряд зон: гортань, глотку, непосредственно рот или нос. Если все происходит правильно, то создаются условия для:
- верного образования звуков;
- поддержки нормальной громкости, режима пауз, плавности и интонации.
- нормального функционирования органов, принимающих участие в формировании речи, отсутствия переутомления.
Иногда речевое дыхание нарушается из-за насморка, нарушений, захватывающих аденоиды, ослабленности организма или речевых нарушений. Это приводит к следующим нарушениям:
- формирование речи на вдохе, что мешает нормальной плавности выговаривания звуков;
- позднему усвоению артикуляции некоторых звуков или же их неправильному усвоению (так бывает, например, при произношении р, для чего должна создаваться сильная воздушная струя. Без этого звук невозможно артикулировать верно);
- изменению громкости и темпа (слишком громко/тихо, медленно/быстро);
- изменению четкости, например, недоговаривание окончаний слов.
Все это можно устранить путем тренировок. Регулярные занятия подкорректирую речевое дыхание, что положительно скажется на артикуляции.
Речевые упражнения должны выполняться в хорошо проветриваемом помещении с умеренной влажностью. Занятия будут неэффективными, если их провести сразу после приема пищи. Также не стоит заниматься в положении лежа. Одежда не должна быть тесной и ограничивающей движения.
Важно следить за тем, насколько правильно ребенок выполняет упражнение. Поднятие плеч и «перенабор» дыхания недопустимы. Из-за этого может произойти слишком резкий выдох, прерывчатость голоса.
На одно упражнение дается от 30 секунд до 1,5 минуты. Это важно для предотвращения утомления и головокружения. Для контроля времени можно использовать песочные часы.
Упражнение «Песня ветра». Для него будет нужен китайский колокольчик. Его подвешиваю на уровне лица ребенка. На него нужно будет дуть, что повлечет за собой создание мелодичного звука. Сначала ребенок дует легко, затем сильнее.
«Веселая метелица». Для этого упражнения берут бутылки из пластика. В них накладывают мелкие легкие вещички (например, елочные снежинки) и подробленный пенопласт, оставляя место для коктейльной трубочки. В нее нужно будет дуть, чтобы мишура внутри начала перемещаться. Это можно делать сидя или стоя.