
В силу различных причин число новорожденных с патологиями головного мозга, других органов и неврологическими отклонениями растет. У многих малышей есть речевые нарушения, которые следует корректировать как можно раньше. Ждать до 3 лет, как рекомендовалось десятилетия тому, уже не рекомендуют. За это время благодаря эффективной коррекционной работе малыш может догнать по развитию своих сверстников и успешно социализироваться.
Технологии раннего логопедического вмешательства имеют перед собой цель создать такие благоприятные условия, при которых малыш почувствует себя уверенно, начнет говорить и общаться со сверстниками.
Алгоритм работы с детьми в возрасте до 3 лет предполагает следующие этапы
1. Проведение диагностики, определение речевых проблем и отклонений в общем развитии.
2. Составление индивидуального плана коррекции.
3. Работа с родителями (дача рекомендаций, домашних занятий).
В возрасте до 3 лет детки познают мир, в основном, через эмоции. Именно поэтому занятия должны быть увлекательными, веселыми. В первую очередь специалист будет воздействовать на познавательную сферу малыша, предложит упражнения на развитие мелкой моторики. Также важно простимулировать активную речь, а затем и расширить словарный запас. Сенсорные и двигательные центры в коре головного мозга связаны с речевыми, поэтому их также необходимо стимулировать.
В таком возрасте практикуют пальчиковую гимнастику, работу с сенсорикой, включающую использование различных природных материалов. Также деткам очень нравятся логопедические песенки, распевки, сопровождающиеся гимнастикой. Они не только активизируют желание говорить, но и повышают уверенность в себе, координацию движений.
В таком возрасте можно предложить ребенку сортировать мелкие и средние предметы. Если малыш знает цвета, то можно отталкиваться от этой характеристики.
Одевание всевозможных крючочков, продевание ленточек в петельки и другая подобная работа стимулирует познавательный интерес, улучшает моторику движений, а соответственно и речь.
Что должен знать специалист-логопед, работающий с детками, которым еще нет 3 лет? В первую очередь, необходимо ознакомиться с перечнем причин, которые приводят к речевым нарушениям. Также важно правильно обследовать малыша, чтобы для него диагностика была чем-то вроде игры.