Детям с ОНР трудно формировать связное высказывание. У них наблюдаются недопонимание логической последовательности повествования, отсутствие правильного грамматического оформления текста. Иногда малыши многое пропускают, затем возвращаются к пропущенному. Поймать движение их речи сложно.
В работе с такими детками многое значит мотивация. Важно донести, что выражать свои мысли правильно – это прекрасно. Умение последовательно озвучивать просьбу или рассказ позволяет вызывание понимание других людей.
Работа над текстом начинается со второго класса общеобразовательной школы. В этом возрасте дети уже могут понять данную тему. Рассматривать текст следует как единицу речи, предварительно объяснив, что есть и более мелкие, такие, как звук, слог, слово и предложение. Важно рассказать о назначении текста, его структуре.
Определяя из каких смысловых частей состоит связное высказывание, следует уделить внимание практической стороне. Как вариант, раздать детям набор карточек, иллюстрирующих разные сегменты текста. Ребятам предстоит собрать их воедино, а затем прочитать.
Также можно читать текст с последующим анализом, который будет включать разбор структуры, а также смысла. Предложите детям самостоятельно придумать оглавление.
Интересным является и следующее занятие. Логопед читает текст, включая в него часть, не совпадающую по тематике с остальными. Детям предстоит увидеть ошибку, указать на нарушение логики повествования.
Важно обсуждать полноту высказывания. Группа определяет, насколько текст раскрывает тему, есть ли в нем некоторая недосказанность.
Предложите детям составить рассказы по картинке. Изображение должно быть понятно, соответствовать возрастным особенностям школьников. Больше всего малышам нравится писать о животных, природе.
Чтобы занятие было более интересным, можно предложить детям самостоятельно нарисовать иллюстрации к тексту или его отрывкам.
После урока обязательно должны быть сделаны выводы. Укажите на то, что деформированный неправильно составленный текст труден для понимания. Для того, чтобы люди могли общаться, доносить друг другу свои мысли, они должны правильно строить свое высказывание.