Совместная работа логопеда и учителя по физкультуре в коррекции речевого развития
Для обеспечения нормального развития и здоровья ребенка требуется тесное сотрудничество учителей, логопеда и родителей. Одной из новейших методик коррекционной работы является методика комплексной работы логопеда и учителя по физкультуре. Благодаря слаженной работе наблюдается повышенная эффективность логопедических занятий.
Вместе с занятиями на развитие речевой активности с логопедом, проводится работа учителем физкультуры для полноценного укрепления организма, совершенствования двигательной активности и психомоторики. При данной методике рекомендуется доводить до автоматизма поставленные логопедом звуки посредством специально разработанных двигательных упражнений, игр и занятий. Инструктор должен обязательно быть ознакомлен с индивидуальными способностями каждого ребенка в группе, его речевыми диагнозами.
Что лежит в основе комплексной методики коррекции речи?
На основании выводов о степени психоречевого развития и наличии дефектов речи конкретного ребенка, специалисты совместно разрабатывают планы персональных упражнений. На инструктора возлагаются следующие функции:
- формирование нормального восприятия пространства;
- проверка работы вестибулярного аппарата;
- развитие моторики;
- проверка и контроль выученных с логопедом звуков;
- постановка физического дыхания;
- проработка мимических движений, темпа и ритма речи.
В процессе разработки плана занятий логопед по мере усвоения упражнений ребенком должен их усложнять, создавать ситуации, когда педагог контролирует речь ребенка. Рекомендуется использовать тематическую методику отбора материала, что позволит ребенку сконцентрироваться на определенной задаче и многократно повторять материал до его автоматизации. Благодаря такой концентрации у ребенка успешно накапливается и активно используется словарный запас. Также оба специалиста должны прорабатывать аналогичную лексическую тему, чтобы дети результативно усваивали речевые упражнения с дальнейшим их закреплением.
В ходе исправительной работы педагоги стараются достичь взаимодействия между речевой и физической активностью ребенка. Ключевой особенностью методики является тот факт, что на уроках по физической культуре также включаются элементы по исправлению дефектов двигательной функции у детей с нарушениями речевой деятельности. Последовательность и сотрудничество между логопедом и учителем физкультуры приводит к действенному и длительному закреплению материала ребенком.