
В коррекционной работе логопеда все чаще используют занятия с песком. Они хороши тем, что улучшают мелкую моторику, а это чрезвычайно важно для деток, страдающих от речевых нарушений.
Преимущества занятий с песком
• повышают тактильную чувствительность;
• развивают мелкую моторику;
• улучшают координацию движений, гибкость рук;
• благотворно воздействуют на психику;
• развивают умение следовать текстовым указаниям и инструкциям.
Эффективность методики доказана современными исследованиями. Наблюдения показали, что рисуя на песке, строя какие-либо фигуры, ребенок не только развивает перечисленные навыки, но и учится фантазировать и воплощать задуманное на практике. У него развивается художественный вкус, мышление и даже обогащается словарный запас.
Большое внимание следует уделить именно технике выполнения рисунка на песке. Важно, чтобы в процессе ребенок использовал обе руки, все пальцы кисти. Он может действовать либо одновременно двумя руками, либо попеременно, то одной, то второй, но обязательно задействовать обе. Зачем это нужно? Дело в том, что на кончиках пальцев чрезвычайно много рецепторов, связанных с головным мозгом. Воздействуя на них, вы активизируете зоны подкорки, отвечающие за речь, мышление и фантазию. Именно поэтому важно, чтобы работали все пальчики.
На первом занятии можно просто предложит закопать и отыскать какие-либо небольшие игрушки. На этом этапе важно для знакомства с песком, установления доверительных отношений. Затем можно рисовать, используя разные техники: пальцем, кулачком, мизинцем, с использованием трафарета, предметов (можно обводить предметы и игрушки).
Для того, чтобы изображения получались четкими, следует использовать стекло. На него насыпается небольшой шар песка, чтобы при проведении пальцем можно было достать до дна. (позаботьтесь о том, чтобы в процессе рисования материал не рассыпался на пол. Для этого можно смастерить специальные бортики. Также есть специально сконструированные столы, предназначенные для таких занятий.
Такие занятия очень хорошо воспринимаются детьми. Они способствуют и психологической разгрузке. Это особенно показано деткам с ОНР, которые из-за недостаточного речевого развития часто ощущают тревогу, нервозность, а порой и агрессию.