Подготовка к школе в обязательном порядке включает в себя не только изучение букв и цифр, но и развитие связной речи. Последний навык, кстати, самый важный. Он дает возможность ребенку не только правильно отвечать на поставленные вопросы, рассказывать материал, но и нормально общаться. Все вместе это ускоряет общее развитие, делает малыша успешным в учебе и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Связная речь – достаточно сложная форма, ведь для ее осуществления необходимо иметь достаточный словарный запас, усвоить грамматический строй языка. Кроме того, необходимо отточить навык практически. Это и даст возможность связно и последовательно изложить услышанную или прочитанную историю или же сочинить свою. С диалогов в этом плане проще, ведь диалогическая речь элементарна, она не требует значительных навыков, часто строится по шаблону.
Развиваем монологическую речь
А вот с монологической речью все сложнее, ее то и предстоит развить. Важно не только активизировать у детей желание рассказывать, но и проследить за тем, чтобы их речь была логически последовательной, информативной, имела логическую законченность. Важно, чтобы при разговоре ребенок избегал стереотипов, а создавал интересные разнообразные сообщения.
Для того, чтобы добиться желаемого результата, следует использовать методы, хорошо воспринимающиеся детьми. В дошкольном и младшем школьном возрасте следует применять сказки. Они интересны ребятам, поэтому будут хорошо восприниматься.
Вначале текст несколько раз читается, чтобы малыши могли запомнить сюжет. Затем идет очередь вопросов. Детям можно загадывать загадки, касающиеся изучаемой сказки. Также предлагается употребление названий героев в единственном и множественном лице, например, медведь — медведи, девочка — девочки.
Предложите деткам построить уменьшительные формы имен существительных, встречающихся в тексте. Например, хвост- хвостик, лист-листик. Подберите синонимы и антонимы, родственные слова. К именам существительным придумайте вместе прилагательные.
После того, как материал был хорошо проработан, можно приступать к пересказу. Следует совершать его по частям. Для этого совместно с группой составляют план. Также используют сюжетные картинки, по которым детки хорошо ориентируются. Научившись пересказывать текст по картинкам, они затем смогут сделать это и без вспомогательных изображений.
В окончание работы над сказкой можно организовать ее инсценировку.