
Для многих родителей, чьи дети посещают логопедические группы дошкольных учебных заведений, требование завести тетрадь домашних заданий, становится настоящим удивлением. При этом специалист требует, чтобы родители не только регулярно забирали тетрадь домой, но и честно отмечали выполненные задания. Это с учетом ежедневных индивидуальных или групповых занятий с логопедом и отработке полученных навыков на занятиях в группе с воспитателем. На фоне этого далеко не все родители ответственно относятся к выполнению заданий на дом.
Но, логопеды вместе с психологами и педагогами, настаивают на необходимости участия родителей в устранении речевых нарушений. В первую очередь, речь идет об усилении взаимосвязи ребенок-взрослый. Во вторых, это способствует усилению веры в себя и свои силы маленьким учеником. В третьих – соблюдение систематичности занятий способствует повышению их эффективности.
Не стоит бояться домашних заданий от логопеда. Все они направлены на закрепление пройденного материала. То есть, нет необходимости самостоятельно обучать ребенка новым навыкам, нужно лишь проконтролировать усвоение новой информации. Большинство занятий, за исключением артикуляционной гимнастики, включают в себя элементы игры.
Рассмотрим основные виды заданий от логопеда, которые получают родители на дом:
• Играем и развиваемся. Здесь упражнения на мелкую моторику – рисование, лепка, пальчиковые игры и тому подобное;
• Логопедический массаж – выполняется ребенком перед зеркалом. Взрослый следит за правильностью выполнения тех или иных упражнений;
• Расширение словарного запаса – упражнение тоже может выполняться в игровой форме. Задача – научить ребенка отвечать на поставленные вопросы развернуто и логически правильно;
• Формирование связной речи – сначала ребенок учится составлять предложение с заданными словами, потом – рассказы по схемам или картинкам;
• Подготовка руки к письму – рисование, работа с трафаретами и прописями, изучение букв и написание их под диктовку взрослого.
Важно помнить, что дети быстро устают. Поэтому обязательно нужен перерыв через 15-20 минут основного занятия. Артикуляционную гимнастику лучше выполнять утром, это займет буквально 5-7 минут. Упражнения на развитие связной речи можно делать, выполняя работу по дому. А мелкую моторику развивать ближе к времени сна. Рисование и лепка способствуют успокоению и расслаблению нервной системы.
Родителям важно осознать, что домашнее задание от логопеда – это действительно важно. А на практике они увидят, что выполнять их совсем не сложно, а чаще – даже увлекательно и интересно.