Логопедическая коррекция

Логопедическая коррекция – это исправление различных нарушений речевой функции, которые связаны с заболеваниями или травмами ЦНС, различных психических отклонений, задержки развития у детей, разных аномалий и патологий и т.д.

Развитой и осмысленной речью наделён исключительно человек. Мы считаем, что способность говорить, понимать, читать и писать – это естественный процесс и по другому никак не может быть. Именно поэтому, любые нарушения в этой области всегда заметны и вызывают массу проблем и дискомфорт. У взрослых подобные отклонения вызывают массу социальных проблем, а это в свою очередь влияет на высшую нервную деятельность: гнозис – распознание каждого объекта по отдельным признакам, праксис – осознанные движения, которые связаны с формированием различных навыков. Нарушения речи приводят к дизадаптации, а это влечёт за собой неврозы, депрессии, ослабление интеллектуальной функции. У малышей речевые отклонения связаны с развитием в целом. Поэтому своевременная логопедическая коррекция жизненно необходима.

Коррекционная логопедическая работа необходима:

  • Пациентам, которые перенесли инсульт или серьёзную травму мозга, которые вызвали проблемы с речью.
  • Большинству пациентов с синдромом ДЦП.
  • При различных расстройствах аутического спектра.
  • При различной задержке речевого развития, особенно если это связано с поражением ЦНС: патологии в период беременности, инфекционные заболевания и травмы, синдром Дауна.
  • При потере или нарушениях голоса вследствие операций на щитовидной железе и гортани.
  • При расстройстве органов чувств – слух и зрение.
  • При различных пороках врождённого характера в челюстно-лицевой области.
  • Пациентам у которых наблюдается заикание и запинание.
  • При нарушении чтения, письма, счёта.
  • При различных психических заболеваниях.

Как правильно начать лечение

Профессиональную коррекцию проводит логопед-дефектолог, который имеет специальную медицинскую подготовку. Перед началом лечения необходима первичная консультация специалиста, осмотр и тестирование речевой функции. Это поможет определить не только имеющиеся, но и скрытые нарушения, степень их выраженности, возрастной номер и т.д. Исходя из собранных данных логопед подбирает способы коррекции.
В своём рабочем арсенале логопед имеет множество методических материалов, которые имеют чёткую направленность в зависимости от вида проблемы и возраста пациента. В коррекционной работе применяются специальные игры, карточки определённой направленности, компьютерные тренажёры, предметы. В особых случаях назначают логопедический массаж.

Кабинет логопеда специально оборудован всем необходимым для комфортных занятий: удобный стол и стул, который подходит под рост пациента, освещение, зеркало для отработки упражнений. Особенные дети с синдромом Дауна или аутисты не могут заниматься за столом. В таком случае для них создают специальные условия, в которых им будет максимально комфортно.

Хороший эффект даёт совместное применение логопедической коррекции и транслингвальной нейростимуляции .

Некоторым пациентам для достижения лучшего результата назначают занятия лечебной физкультурой. Это помогает комплексно укрепить речевые и дыхательные функции пациента и выработать правильный ритм дыхания, повысить внимательность и усидчивость.

Для максимального результата занятия для малышей проводят в формате мини групп по 2 человека. Это лучше помогает детям раскрыться. Это также позволит ребёнку на практике с партнёром закрепить полученный результат. Подобрать формат занятий поможет логопед. Он учитывает все индивидуальные особенности малыша.

Противопоказания и ограничения

Противопоказаний или ограничений у занятий с логопедом практически не бывает. Работу не проводят с пациентами, которые страдают тяжёлой формой деменции. Если у пациента есть серьёзные психические и неврологические отклонения, то работа проводится только с разрешения лечащего врача. С пациентами после травм мозга и инсульта можно проводить занятия, как только у них будет стабильное состояние.