Коррекция звукопроизношения

Нарушение звукового произношения — очень распространённая проблема. Она встречается у малышей на этапе раннего развития навыков речи. На сегодняшний день специалисты выделили 4 основные формы дефектов произношения: дизартрия, дислалия, ринолалия и афазия.

Дизартрия связана с недостаточной иннервацией аппарата речи, которая приводит к нарушениям произношения. Во время разговора речь неразборчивая, смазанное воспроизведение отдельных звуков и слов в целом, отсутствие чёткости. Подобные нарушения связаны с поражением ЦНС и периферической системы. При дизартрии нарушено дыхание во время речи, изменение голоса, ритмичность и мелодичность.

Дополнительно дизартрия характеризуется нарушениями психомоторики. Затрагивается как мелкая, так и общая моторика. Движения ребёнка становятся неуклюжимы, мышцы быстро устают даже при минимальной физической нагрузке. Детки с дизартрией позже приобретают навыки самообслуживания, т.к мелкая моторика рук развита плохо. Им с трудом удаётся застёгивать пуговицы или завязывать шнурки на обуви, они сложно удержать карандаш, они не любят рисовать.

Особенности развития артикуляционного аппарата

  • Скудная мимика из-за слабого развития и вялости мышц, которые отвечают за артикуляцию;
  • Кончик языка вялый и малоподвижный. При нагрузке наблюдается нарастающая слабость мышц.
  • Мышцы задействованные для артикуляции находятся в постоянном повышенном тонусе и напряжении. Это выражается в виде лёгкой полуулыбке или верхняя губа прижата к десне.
  • Повышенное слюновыделение в процессе разговора.

Произношение звуков при дизартрии помимо сложностей с артикуляцией связано и с искажением образования звуков, которые не только близки между собой, но и противоположны в акустическом смысле. Возникают трудности с произношением слов у которых сложная структура слога.

Также наблюдается затруднение с дыханием в процессе разговора. В конце слышно затухание фразы, она произносится тише, а в середине рассказа ребёнок глотает воздух, будто задыхается. Дыхание и сердцебиение учащаются.

Во время речи голос очень тихий, отсутствуют эмоциональная окраска и сила. Это значит,что малыш не управляет речью, не может моделировать и менять голос по высоте и силе. Он не может звукоподражать голосу взрослых, других детей или животных.

В речи присутствует назальность – чёткие гнусавые оттенки. Темп речи в общем быстрый, монотонный, тихий и разобрать слова очень сложно.

Дислалия или нарушение произношения звуков

Дислалия – это нарушение звукового произношения при нормальном качестве слуха и активности мышц речевого аппарата.

Особенностью дислалии является, то, что при неверном произношении слов и звуков , у ребёнка хороший запас слов, нормальный слух и не пострадает понимание построения речи и интеллектуальная развитость.
От количества нарушенных звуков в процессе разговора различают простую и сложную дислалию.

Простая – это искажение одного звука или одинаковых по артикуляции звуков. К ним относятся свистящие [С, Сь, З, Зь, Ц], шипящие [Ш, Ж, Щ] или соноры [Р, Л].

Сложная степень дислалии– это ошибка произношения звуков разных групп, к примеру шипящие и сонорные. Дополнительно звуковой ряд может неправильно становиться звонким или глухим. Например: банан, малыш произносит Панан. Важно учитывать тот момент, когда вместе с ошибками в произношении дети не различают в устной речи изначальные фонематические формы, а также буквы во время письма — гора — «кора», жук — «щук», рыба— «лыба».

Срок устранения дефектов при дислалии зависит:

  • Уровня сложности нарушений;
  • Индивидуальных особенностей малыша и возраста;
  • Количества и продуктивности занятий со стороны специалиста и родителей.

Коррекция простой формы дислалии занимает от 1 до 3 месяцев. Исправление сложных случаев – от 3 месяцев до полугода.
Детям младшего дошкольного возраста проще справиться с недугом, чем школьникам и более взрослым детям.

Ринолалия или нарушение тембра голоса и звукового произношения

Ринолалия — это нарушение при котором искажён тембр голоса и общее звукопроизношение. Это обусловлено аномалиями и дефектами анатомического строения речевого аппарата.

По типу нарушений и аномалий смыкания нёбно-глоточной части принято выделять:

  • Открытую форму ринолалии. Здесь наблюдается речь с повышенными носовыми оттенками: «волчья пасть», «заячья губа», либо расщелины нёба и губы в результате черепно-лицевых травм.
  • Функциональная — вялое мягкое нёбо приводит к нарушению произношения гласных звуков.
  • Органическая ринолалия – это расщелины губы и мягкого неба.
  • Закрытая – обусловлена различными нарушениями проходимости полостных отверстий рта, носа и носоглотки: аденоиды, искривлённая перегородка носа, травмы лица и черепа.
  • Смешанная — утечка воздуха через носовой проход. Здесь же наблюдается нарушение артикуляции и акустических характеристик.

Факторы возникновения ринолалии:

  • Генетическая предрасположенность. Наличие подобных аномалий у прямых или косвенных родственников.
  • Различные биологические заболевание матери а период беременности: грипп, орви, токсоплазмоз.
  • Химическое воздействие при контакте с вредными веществами: сильные химикаты, тяжёлые металлы, алкоголь, курение, наркотики, перенасыщение плода витамином А.
  • Социальный аспект – серьёзные психологические травмы, постоянные стрессы.
  • Заболевания эндокринной системы у матери.


Задачи коррекции ринолалии:

  • Нормализация деятельности ротового прохода, выработка ротовой воздушной струи необходимой по времени.
  • Правильная артикуляция всех звуков.
  • Устранение назальности.
  • Развитие навыков дифференциации звуков.
  • Нормализация просодических компонентов речи.
  • Автоматическое применение полученных навыков в процессе обычного общения.

Методика работы коррекции звукопроизношения

Изначальное развитие и коррекционная работы при стёртой дизартрии подразумевает полный комплексный лечебно-педагогический подход. Кроме лечения медикаментами необходима работа с логопедом для правильной постановки речи, а также дополнительное прохождение занятий лечебной физкультуры для общего укрепления и развития необходимых групп мышц.

Коррекционная работа с логопедом разделяется на несколько последовательных этапов:

1 этап — подготовительный

В него входит развитие  речевой и общей моторики. Сюда включают различные упражнения для развития группы мышц. Это мышцы конечностей, шейно-плечевого отдела, а также различные подвижные игры на координацию движений, чувство ритма. Дополнительно подключают упражнения для развития умения распознавать чужую речь на слух, развитие внимания и общей памяти малыша.

2 этап — формирование навыков правильного самостоятельного произношения

На этом этапе логопед знакомит ребёнка с правильным произношением гласных и согласных звуков и букв. Закрепление навыков производится при помощи специальных упражнений, которые разработаны для каждого звука отдельно.

3 этап — отработка автоматической работы артикуляционного аппарата

Во время разговора необходимо правильно управлять мышцами, которые отвечают за артикуляцию. Именно поэтому основной задачей логопеда является постановка правильной речи во время произношения звуков, букв и слогов, а также отдельных сложных фраз и предложений.

4 этап

Сложные структуры артикуляции прорабатываются до автоматизма. Сюда входит также умение различать отдельные звуки и интонацию своей собственной речи.

Подобная коррекционная работа с логопедом может проводиться дистанционно в режиме онлайн. В основном занятия проводят 2-3 раза в неделю по 30 минут. При работе используют игровой метод, который непременно заинтересует малыша. После урока будет выдано домашнее задание для закрепления результатов. Домашнюю работу следует выполнять под чётким контролем родителей. Родители также проходят обучающий курс у логопеда, чтобы самостоятельно проверять и заниматься с ребёнком. Активное участие родителей в занятиях помогает добиться наилучшего результата и упрощает работу логопеда.

Индивидуальная работа со специалистом подразумевает артикуляционную гимнастику, проведение специального логопедического массажа для повышения тонуса мышц. Идёт постановка правильного дыхания, развитие координации и мелкой моторики. При своевременном и раннем обращении за помощью к логопеду достигается положительный прогноз. Важно уделять проблеме достаточно сил и внимания, а также следить за прогрессом своего чада.