Какой бы тяжелой не была речевая патология ребенка, родители не должны отчаиваться, опускать руки. Логопедия, как наука шагнула далеко вперед и для хороших специалистов уже не осталось безнадежных случаев.
Эти советы для родителей собрали опытные логопеды и они направлены на профилактику предупреждений возникновения речевых дефектов.
— общайтесь со своим ребенком. Каким бы видом полезной деятельности вы не занимались. Это могут быть различные игры, поход в магазин, обычные домашние дела: стирка, готовка и т.д. Разговаривайте с ним о том, чем занимаетесь в данный момент, чем занимается ребенок и окружающие вас люди.
— говорить следует спокойно, используя интонации, в среднем темпе.
— очень важно строить фразы и предложения без ошибок, причем ваши должны быть на одно, два слова длиннее. Если предложения у ребенка состоят максимум из двух слов, то фразы, которыми говорите вы, будут состоять из трех, четырех слов.
— спрашивайте ребенка, причем, задавайте такие вопросы, которые требуют развернутого ответа. Как пример: спросите «Куда она пошла?», вместо «Она пошла в магазин?». Если у малыша не получается ответить, вставляйте в вопрос слово «или». «Она пошла в магазин или в кино?»
— делайте паузы, чтобы ребенок мог подумать, прежде чем отвечать на вопрос.
— вслушивайтесь вместе с ним в окружающие вас звуки. Обратите его внимание «Вот мяукает кошка, слышишь? А вот под окном поехала машина. Потом вы можете спросить ребенка, что это за звуки? «Это мяукает кошка? Это поехала машина?»
— прочитайте ребенку сказку, интересную для его возраста. Обсудите ее. Задайте вопросы о главных героях и происходящих событиях. На следующий день спросите: понравилась ли сказка и если ответ будет положительным, можете прочесть ее еще раз. После повторного прочтения помогите ребенку пересказать основные моменты сказки.
— маленький ребенок, может употреблять в своей речи, совсем мало слов. Расширяйте его словарный запас. Выберите наиболее часто употребляемые слова, скажите их ребенку, пусть он повторит их вслед за вами. На следующий день выучите новые слова и повторите старые. Занимаясь таким образом каждый день, ребенок намного быстрее узнает о большинстве предметов окружающей обстановки.
— если фраза ребенка состоит только из одного слова, попробуйте научить его более длинным фразам, состоящим из двух и трех слов. Пользуйтесь описаниями предметов, добавляя размер, цвет, принадлежность. Когда ребенок говорит слово «машина», его следует научить «Большая машина», «Папина машина», « Красная машина».
— не следует заострять внимание ребенка на обучении. Ему будет намного интереснее, если занятия будут проходить в форме игры. Он с удовольствием будет подражать взрослым, развивая память и внимание. В процессе бесед с родителями будут правильно формироваться элементы связной речи, расширяться словарный запас.