Основной целью индивидуальных занятий с логопедом-дефектологом является обеспечение правильного развития и совершенствования речевых навыков у ребенка, а также его адаптацию к жизни в социуме, учебной и бытовой сфере.
При проведении коррекционно-педагогической работы достигаются следующие задачи:
— проводится обследование ребенка у логопеда и педагога;
— осуществляется коррекционная работа;
— проводятся индивидуальные консультации с родителями и поддержка членов семьи, которые воспитывают ребенка с дефектами речи.
По результатам проведенных индивидуальных занятий с логопедом и логопедических обследований составляется план занятий с ребенком. Все программы разрабатываются индивидуально, учитывая особенности каждого малыша.
Что включает в себя коррекционная программа?
- Развитие общей и мелкой моторики (уменьшение степени выраженности парезов и гиперкинезов);
- Артикуляционную гимнастику;
- Совершенствование речевого дыхания и голоса;
- Восстановление мелодико-интонационной и темпово-ритмической частей речи;
- Обучение фонетико-фонематическому анализу и синтезу, расширение словарного запаса;
- Лексические основы слов, знакомство с основной структурой предложения;
- Обучение смысловой и связной речи – диалогу и монологу.
Обучающие программы имеют комбинированный характер и включают в себя несколько основных частей. Каждая из них решает определенную проблему и предполагает внедрение нового вида деятельности. Логопед старается уделить внимание одновременно задачам по коррекции и общему развитию ребенка. С постепенным переходом от одной ступени программы к другой сложность заданий увеличивается. Для более качественного результата в ходе индивидуальных занятий с логопедом применяются практические, наглядные и словесные методы обучения. Применение того или иного приема в коррекции нарушений речи зависит от вида нарушения, целей и задач коррекционной программы, длительностью лечения, а также личностных особенностей каждого малыша.
Немаловажное значение на индивидуальных консультациях с логопедом уделяется родителям и другим членам семьи ребенка или его законным представителям. В основе диалога с родственниками лежит информационное просвещение по интересующим вопросам, проводятся беседы по способам и методам развития познавательной деятельности ребенка, волевой сферы и эмоций, а также развития и совершенствования всех структур речи.